понедельник, 26 марта 2012 г.

Проблема вхождения башкирских племен в состав Русского государства

Исянгулов Ш.Н. Проблема вхождения башкирских племен в состав Русского государства // Исянгулов Ш.Н. Малоизученные аспекты истории дореволюционного Башкортостана. Сборник статей. Уфа: "Аэрокосмос и ноосфера", 2008. С. 55-67.


ПРОБЛЕМА ВХОЖДЕНИЯ БАШКИРСКИХ ПЛЕМЕН В СОСТАВ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА[1]

В современной местной историографии считается, что основная часть башкир приняли русское подданство в 1553–1557 гг.[2] Данное мнение является ныне господствующей.
Однако высказана также точка зрения, что многие башкирские племена приняли русское подданство лишь в XVII в.[3] З. Валидов писал, что большинство башкирских племен в начале XVII в. вело антирусские войны, и только после появления в крае калмыков вынуждено было признать власть московского государя[4]. Почему же так разнятся эти точки зрения?
Дело в том, что сторонники первой точки зрения совершенно игнорируют историю Большой Ногайской Орды после 1557 г. История Башкортостана после 1557 г. излагается без учета истории данного государственного образования. Как известно, бий Ногайской Орды Исмаил признавал власть «белого» царя дважды: в 1554 и 1557 гг.[5] В отличие от Казанского и Астраханского ханств Ногайская Орда и после 1557 г. продолжала еще существовать.
Так как Исмаил и в 1557 г. оставался сюзереном большинства башкирских племен, то последнюю дату можно считать началом сюзеренитета Русского государства над подвластными Исмаилу башкирами. Стерлитамакский историк С. У. Таймасов также считает, что «видимо, принятие башкирами русского подданства в 1557 г. каким-то образом связано» с присягой Исмаила царю[6]. Можно лишь твердо утверждать, что после завоевания Казани русское подданство приняли те башкирские племена, которые раньше подчинялись казанскому хану. Например, в шежере племени кыргыз говорится, что Кушык бий (предводитель кыргызов) проживал вдоль р. Татыш и подчинился «белому» царю. У Кушык бия было двое сыновей: Аккуш и Куккуз (оба также бии). Сыновья Куккуз бия – Колчан и Тыныч получили от царя Алексея Михайловича грамоты на свои земли[7].
Башкиры видели в русских правителях законных наследников чингизидов – царей Ак (Белой) Орды, тогда как ногайских мурз – потомков Едигея – считали узурпаторами[8]. Возможно, что некоторые башкирские племена, настроенные враждебно по отношению к ногайцам, в 1550-е гг. самостоятельно признали власть Ивана Грозного. Прежде всего, это относится к усерганам. В «Истории Усергана» сообщается, что вождь усерганов Сурабан бий оставлен был в Казани в качестве аманата. Видно, что данное событие произошло вскоре после 1552 г. Отец Сурабана – Сарыш бий был современником казахского хана Касима, как известно, погибшего между 1519 и 1523 гг. Его сын Сурабан бийствовал над усерганами после своего старшего брата Сарыбаша мирзы и получается он был, в самом деле, современником взятия русскими Казани[9].
В то же время некоторые башкирские племена были довольно сильно интегрированными в ногайское общество. Прежде всего, это относится к минцам и юрматынцам. Данные племена вряд ли предпринимали какие-то самостоятельные акции в 1550-е гг.
Для ответа на возникшие вопросы следует обратиться к последующей истории Ногайской Орды. Характерной чертой ногайского общества того времени являлась постоянная сегментация, отпочковывание отдельных улусов от Орды. Формально единая Ногайская Орда в 1550-е гг. окончательно разделилась на три: Большую, Малую и Алтаульскую Орды. Внук бия Шейдака Казы (Газы) мурза (умер в 1577 г.) увел свой улус на Кубань и основал там Малую Ногайскую Орду (Казыев улус). К нему потянулись и другие многочисленные потомки Едигея. Шесть сыновей бия Шейх Мамая ушли на Эмбу, основав Алтаульскую Орду. Оставшаяся между Яиком и Волгой часть ногайцев подчинялась Исмаилу и стала называться Большой Ногайской Ордой. Исмаилу платили ясак и башкиры. Все эти события сопровождались непрерывными междоусобными войнами и крайне ослабили Орду. Преемник и старший сын Исмаила Динахмет (бий Большой Орды в 1563–1578 гг.) пытался освободиться от власти московского государя и заключил союз с Крымским ханством[10]. З. Валиди писал, что Урусу, брату Динахмета, подчинялась южная и юго-восточная часть Башкортостана[11]. Наследовавший брату Урус (бий в 1578–1590 гг.) стал известен своей антирусской политикой. Основание русской крепости Уфа в 1586 г. вызвало возмущение бия. Он писал царю Федору Ивановичу: «Поставил те городы для лиха и недружбы…, чтобы мне с башкурдов и с остяков дани никакия не имати, и только… дани пошлю своего человека данщика дани (собирать) с башкурдов и с остяков и ты тех моих данщиков велишь побити». Урусу отвечали, что город Уфа построен «для оберегания Казанского уезда башкирцов» от набегов сибирского хана Кучума[12]. Хотя ответ русского правительства написан макиавеллистским языком дипломатии, но все же он, надо думать, отражал реалии дня. С постройкой Уфы под реальной «защитой» «белого» царя оказалась территория лишь к западу и северу от города. Тогда как южная и юго-восточная Башкирия оставалась для русских властей недосягаемой.
После гибели Уруса в 1590-е гг. в Большой Ногайской Орде вновь начались междоусобицы между его сыновьями и потомками Динахмета. В этой борьбе погибли сыновья Динахмета – бии Урмамбет (правил в 1590–1598 гг.), Динмухамет (бий в 1598–1600 гг.) и многие другие мурзы. Сын Уруса Ян Араслан пытался продолжить антирусскую политику своего отца, но вскоре попал русским в плен. Все эти события нашли отражение в «Истории Усергана»: «Урмамбет ибн Исмагил. Этот Урмамбет был (правителем) после Ураж-хана. В те времена между ним и Яр Арысланом возникли споры и народ разделился. Одна часть подчинилась Яр Арыслану, они были ногайцами. Между собой воевали. В одном месте вдоль реки Сакмара произошло крупное сражение. Убили Урмамбет-хана. В то время ногайский народ выступил (с численностью) тысяча человек. На Сакмаре-реке это место доныне известно как устье Касмартки. Здесь ногайцы разъединились и ушли в разные стороны. После этого на некоторое время территория между Белой и Яиком осталась совершенно пустой. В конце концов, в 1026 году башкиры победили и остались жить здесь»[13]. Убийство Урмамбет бия произошло в 1598 г. Таким образом, здесь излагаются события, произошедшие в юго-восточной Башкирии в 1590–1620-е гг.
Между тем, в 1600 г. царь Борис Годунов утвердил бием Большой Ногайской Орды третьего сына Динахмета – Иштиряка (правил в 1600–1619 гг.). Это означало утверждение формального сюзеренитета власти русского государя над Ордой[14]. Однако, вскоре в Московском государстве наступили смутные времена. А в Большой Ногайской Орде процессы распадения заходили все дальше и дальше. В начале XVII в. на политическую арену выходят правнуки Исмаила: двоюродные братья – мурзы Кара Кельмамет (сын Урмамбет бия) и Аксак Кельмамет (сын Динмухамет бия). По мнению В. В. Трепавлова, именно эти лица изображаются в шежере и преданиях как последние ногайские правители башкир, братья Кара Килембет и Аксак Килембет. Ногайским наместником в Башкирии до 1623 г. был Кара Кельмамет мурза, ставший затем нурадином[15].
В. С. Юматов писал, что Аксак Килембет властвовал около озера Акзиярат, а Кара Килембет владел верховьем Демы. Однажды первый из братьев пригласил второго на йыйын. Шутка брата оскорбила Кара Килембета и он убил своего племянника. Началась междоусобная война. «Наконец сделалось землетрясение, земля кричала, говорят башкирцы; потом была жестокая зима с глубоким снегом, и Килимбеты с нагаями бежали за Яик и на Кубань. Многие башкирцы тогда ушли с Килимбетами, но другие остались. В числе последних был князь Казанфар… Нагайцы разорили вконец оставшихся башкирцев, принуждая их идти с собою; наконец ушли, сказав: «Оставайтесь же вы башкирцами». «И так мы остались башкирцами», – говорит предание». После этого минцы послали четырех послов к русскому царю с просьбой о принятии их в подданство[16].
В начале XVII в. в крае появляется новая сила – калмыки. В 1613 г. они нанесли ощутимый удар по улусу Кара Кельмамет мурзы. После этого ногайцы переправились на правый берег Волги, и вернулись на левобережье лишь в 1616 г.[17] В 1619 г. Аксак Кельмамет мурза – сторонник антирусской политики – был убит, по слухам, братом Кара Кельмамета Шейдяком[18]. Таким образом, описанные в предании события происходили до 1619 г.
Между тем в борьбу минцев с ногайцами оказались втянуты и другие башкирские племена. По другому преданию, бием минцев при Кара Килембет хане был Кубагуш сэсэн. Не желая подчиняться хану, Кубагуш потерпел от него поражение и бежал в сторону уральских гор, к катайцам. Сэсэн призывал к борьбе против ногайцев. Между тем его сыновья разорили владения усерганов. Началась междоусобная война между войсками Кубагуша и усерганами Бикбау бия. Народ, в конце концов, поддержал Кубагуша, хан бежал, а Бикбау бий был вынужден подчиниться сэсэну. После этого Кубагуш отправил к «белому» царю послов: от усерганов – Бикбау бия, от бурзян – Иски бия, от кыпчаков – Кара Кужака, от тамьянцев – Шакмана[19].
Между потомками Едигея постоянно происходили междоусобицы. В одной из них в 1631 г. был убит нурадин Кара Кельмамет мурза. В 1634 г. ногайцы, потерпев очередное поражение от калмыков, практически навсегда покинули левобережье Волги[20]. Как видно из шежере, часть минцев также ушла с ногайцами: «С Казанфари-бием остались три человека. Один Чублюк – родственник Казанфари, [еще] Урман, Туман. Караман с Урманом были родными [братьями]. Этот Караман ушел с Килметом. Сын Карамана Тенэй остался здесь. И Акман [остался здесь], [он] был из рода мурз»[21]. В XIX в. у ногайцев был известен куб (так называется род у ногайцев) «мин»[22]. Остальные же минцы вынуждены были принять русское подданство, так как калмыки вторгались в Башкирию каждый год. Таким образом, принятие минцами русского подданства произошло в 1610–1630-е гг., когда бием был Канзафар, по шежере, младший современник Кара Килембета. Поэтому неудивительно, что в 1667 г. были еще живы сыновья Канзафар бия. В РГАДА сохранилась копия жалованной грамоты от 12 мая 1667 г. Приведем отрывок из нее: «В копии жалованной Грамоты, писанной 1667 года маия 12 дня Великого Князя Царя Алексея Михайловича Минской волости бая Казанфера четыре сына: большой сын Казебахта, 2-й Байбахты, 3-й сын Дестянъ, 4-й сын Кидабахты, еще у Соплюка 4 сына: 1-й Зяиксиба, 2-й Кадырсюбю, 3-й Минлисюби, 4-й Идельсюби, еще Уразлы Усманов, Маметкул Тинякеевъ, Акунды Акмановъ, все мы, одиннадцать человек со обща все Милостивейший царь по жалованной вотчинной земли межи и урочища разных въ предъ и по сие оставшей детямъ нашихъ и великимъ окольнымъ людямъ землю их необидели и Великаго Князя въ книгу записали наши одиннадцать волостей…»[23] Этот же источник был опубликован профессором Н. М. Кулбахтиным. По его мнению, жалованная грамота Алексея Михайловича от 12 мая 1667 г. является копией жалованной грамоты Ивана Грозного. Грамота выдана Канзафар-бию, утверждает он. Следует лишь фразу «Великий Князь и Царь Алексей Михайлович» заменить на «Иван Васильевич»[24]. Однако такой подход требует более серьезных научных обоснований. В документе ничего не указывает на то, что грамота была выдана бию Канзафару. Он лишь подтверждает, что подлинники жалованных грамот находились на руках у башкир, а копии с них отложились в архивах. Документ наоборот показывает, что дети Канзафара в 1667 г. были еще живы, а их отец к тому времени скончался. В 1671 г. на политической арене действуют уже внуки Канзафара, хотя живы и его сыновья[25].
Мы уже видели, что вождь усерганов Бикбау был также современником Кара Килембет хана. Наверняка, под ханом подразумевается ногайский мурза Кара Кельмамет (убит в 1631 г.). Получается, в это же время приняли русское подданство и юго-восточные башкирские племена.
В шежере Сулеймана говорится, что башкиры рода кошсы платили ясак ногайскому мурзе Кара Кильмухаббету. Однако вскоре начались междоусобицы. Потом услышали, что Казань взял Кылтали Жуан старик Михаил. После этого самостоятельно предки присягнули на верность (царю). Через 12 лет после этого события Кара Кильмухаббет отправил к ним своего бия Актуша для сбора ясака. Однако башкиры пленили Актуша и доставили в Казань. Далее в другом месте говорится, что в 1053 г. ханом был Михаил. К нему ходили семь человек: из рода баш кошсы – Икбирды, сын Сагита, из рода балыкчы – Байбакты, сын Байтиряка и другие[26]. Под взятием Казани здесь возможно подразумевается захват Москвы поляками в годы Смуты, и/или избрание в 1613 г. на царство Михаила Романова. В другом месте прямо указывается, что царем был Михаил. О пленении Актуша (Актулуша) и Бусая рассказывается и в шежере четырех юго-восточных племен[27]. Несомненно, во многих из шежере говорится, что лишь после вышеуказанных событий по просьбе башкир была построена Уфа. Однако есть родословные, где отмечается, что межи и размеры вотчинных земель князей Бикбава, Мешавли Каракючяка, Шагали Шагамана, Иджгибия «были записаны в книгу в городе Казани, а она направлена в Уфу»[28]. Получается, что принятие большинством башкирских племен русского подданства произошло после 1586 г., когда Уфа уже существовала. Вполне возможно, что в родословных получили отражение одинаковые события разных лет. В 1550-е гг. некоторые башкирские роды формально приняли русское подданство в силу антиногайской направленности их политики. После 1613 г., когда на престоле утвердилась династия Романовых, практически все башкирские роды вынуждены были вновь присягнуть на верность новым московским государям. И знаменитые бии – Канзафар, Бикбау, Каракужак, Иски бий, Шагали Шакман жили именно в начале XVII в. в период царствования Михаила Федоровича Романова (1613–1645). Отдельные роды приняли русское подданство при Алексее Михайловиче. Например, дореволюционный историк В. А. Новиков в своей книге приводит следующий документ: «В копии с грамоты 7157 года, выданной из Оренбургской палаты гражданского суда 21 июня 1823 года, башкирам Юрматынской на землю, им принадлежащую, написано: «Августа 21 дня прислано от великаго государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея России самодержца на Уфу в приказную избу стольнику и воеводе Льву Афанасьевичу Плещееву грамота, а в грамоте писано: пришли четыре человека от башкирцев, а именно: Титегач, Азнаи-Ильчик, Темир и Кармыш, и пришедши себя объявили и рабством своим приложились, что нас триста домов и просили: оставшияся от перешедших нагаевских башкирцев земли… за которой платить им в казну сто куниц и потому царь и великий князь Алексей Михайлович Титегач бы, Азная, Ильчик-Темира, Кармыша с триста домами за преклонение рабством своим всех их пожаловал нагайскими землями и чтоб платить ежегодно сто куниц, а Титегача пожаловал мурзою чином, Азная пожаловал старостой и пожаловал их кармазинным кафтаном»[29]. Здесь точно зафиксировано, когда и как приняли юрматынцы русское подданство. Судя по дате, это событие произошло 21 августа 1649 г., когда в Уфе воеводой сидел, в самом деле, Л. А. Плещеев, а царем был Алексей Михайлович (1645–1676)[30]. Такого же мнения придерживался и З. Валиди[31]. Профессор А. З. Асфандияров пытается опровергнуть эти положения В. А. Новикова и З. Валиди: «Невозможность сохранения «племенного суверенитета» (Р. Г. Кузеев) юрматынцами и другими родами вплоть до середины XVII в. при наличии укрепленной Табынской крепости и Стерлитамакской пристани, расположенных рядом и вокруг юрматынских земель, организатор борьбы народа за территориальную автономию в составе России А.-З. Валиди не учел»[32]. Между тем необоснованность подобных выводов известного историка вполне очевидна. Ведь известно, что Табынск в 1735 г. основал И. К. Кирилов. Вблизи Табынска до этого существовал Солеваренный городок. Современные исследователи дату его постройки относят к концу 40-х – началу 50-х годов XVII в. В 1648 г. Солеваренный городок впервые упоминается в официальных документах. Да и в них он назван лишь «острожком». В XVII в. в нем никакого населения не было. Там несли дозорную службу небольшие отряды стрельцов, время от времени присылаемые из ближайших городов, в данном случае – из Уфы[33]. Что касается Стерлитамакской пристани, то время ее основания слишком хорошо известно – это 1766 г.[34]
Сам же профессор А. З. Асфандияров в 1982 г. ввел в научный оборот другую копию жалованной грамоты юрматынцам. В ней с текстом, приведенным у В. А. Новикова, все практически идентично, кроме даты. Здесь указано: «Оному Титкачу мурзе и старосте Аднаю впредь для ведома сия грамота дана лета 7117 года августа 21 дня»[35]. То есть получается, назван 1609 год. По мнению А. З. Асфандиярова, «грамота включает более ранние сведения о добровольном подданстве башкир-юрматынцев русскому царю»[36]. Отметим, что ничто в тексте не указывает на то, чтобы сделать подобные выводы. Что касается даты (1609 г.), то она наводит на некоторые размышления. Дело в том, что в «Писцовой книге Казанского уезда» за 1602–1603 гг. упоминается башкирский князь Тятигач Муралеев[37]. В документах XIX в. самими юрматынцами бий называется Татигасом Мурнаковым, что близко к отчеству вышеупомянутого князя[38]. В одной из копий этой же жалованной грамоты указан также 7117 год от сотворения мира (1609 г.), но царем упомянут Алексей Михайлович[39]. Еще раз отметим, что разночтения в документах имеются лишь в датах. Все остальное (царь Алексей Михайлович, уфимский воевода Л. А. Плещеев) наводит на мысль, что точка зрения В. А. Новикова и З. Валиди более достоверна. В самом деле, Русскому государству в 1601 или 1609 г. было не до башкир. Смута была в разгаре. Да и сами башкиры, видя ослабление государства и зная политическую обстановку, вряд ли обратились бы в то время с подобной просьбой.
Внуки родовых вождей Татигаса, Кармыша, Азная дожили до начала XIX в. и попали в материалы VII ревизии 1816 г. Например, внук Кармыша – Ибрай Бикбулатов родился в 1731 г. и умер в 1814 г. У правнука Татигаса – Табулда Юлбердина сыновья родились в 1749, 1764, 1766 гг.[40] Получается, что их деды и прадеды жили все же в середине XVII в. В противном случае датирование годов их жизней началом XVII в., тем более серединой XVI в. стало бы весьма затруднительной, точнее невероятной, и противоречило бы всем правилам генеалогической науки.
Таким образом, многочисленные факторы указывают, что принятие юрматынцами русского подданства произошло в 1649 г., а не раньше. Каковы же были причины присоединения? Несомненно, это исход ногайцев из левобережья Волги в 1610–1630-е гг., появление новых врагов – кочевников – калмыков.
Остальные племена и роды также при Алексее Михайловиче и последующих царях юридически оформили оставшиеся от ногайцев земли. О минцах речь уже шла. В родословной, составленной М. Уметбаевым, говорится, что его предок Умидбай «ходил к соправителям падишахам Петру и Ивану Алексеевичам, целовал им руки и получил жалованные грамоты на наши земли по берегам Ак Идели и Тока»[41].
Таким образом, вхождение башкирских племен в состав Русского государства происходило в несколько этапов: 1) 1550-е гг. – под русской защитой оказались роды, ранее подчинявшиеся казанскому хану. Возможно, некоторые роды, настроенные антиногайски, в это же время присягнули на верность, пытаясь найти надежного союзника и сюзерена против потомков Едигея. Однако следует отметить, что история Башкортостана и башкир XVI в. изучена на сегодняшний день недостаточно. Монографии же А. Н. Усманова во многом морально устарели.
2) Описанные в преданиях и шежере события, по нашему мнению, произошли в первой половине XVII в. В первую очередь происходила присяга на верность. В дальнейшем имели место юридическое оформление оставленных ногайцами земель – то есть получение так называемых жалованных грамот. Таким образом, процесс вхождения племен и родов растянулся на полтора столетия, и не мог произойти за 5 лет, как утверждал историк А. Н. Усманов.


[1] Здесь принятие зауральскими башкирами русского подданства не рассматривается. Эта проблема довольно хорошо описана в монографии А. Н. Усманова.
[2] Усманов А. Н. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1982. С. 101–155; История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX в. Уфа, 1996. С. 134–143; История Башкортостана с древнейших времен до наших дней: В 2 т. Т. 1. Уфа, 2004. С. 105–110; Азнабаев Б. А. Интеграция Башкирии в административную структуру Российского государства (вторая половина XVI – первая треть XVIII вв.). Уфа, 2005. С. 42–58.
[3] Юмагузин Ф. Как мы вошли в состав России? // Ватандаш. 1999. № 2. С. 148–149.
[4] Валиди Тоган А.-З. История башкир. Уфа. 2005. С. 39–45. На башк. яз.
[5] Новосельский А. А. Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII века. М.–Л., 1948. С. 13–14.
[6] Таймасов С. У. Ногайская Орда и ее отношения с Россией // Вопросы истории. 2006. № 1. С. 125.
[7] Ахметзянов М. И. Татарские родословные. Казань, 1995. С. 48. На тат. яз.
[8] Азнабаев Б. А. Указ. соч. С. 32, 47.
[9] Хусаинов Г. История башкир // Ватандаш. 2006. № 9. С. 96. На башк. яз.
[10] Новосельский А. А. Указ. соч. С. 27–28.
[11] Валиди Тоган А.-З. Указ. соч. С. 39. На башк. яз.
[12] Пекарский П. П. Когда и для чего основаны города Уфа и Самара // Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук. Т. X. № 5. СПб., 1872. С. 19–20.
[13] Приводится по: Надергулов М. Х. Историко-функциональные жанры башкирской литературы (генезис, типология, традиции). Уфа, 2002. С. 140; Урмамбет был внуком Исмаила, а не сыном. 1026 г. хиджры соответствует 1617 г. от рождества Христова.
[14] Новосельский А. А. Указ. соч. С. 40.
[15] Трепавлов В. В. Ногаи в Башкирии, XVXVII вв. / Материалы и исследования по истории и этнологии Башкортостана. Уфа, 1997. С. 25.
[16] Юматов В. С. Древние предания у башкирцев Чубиминской волости // Башкирия в русской литературе. В шести томах. Т. 1. Уфа, 1989. С. 402–403.
[17] Новосельский А. А. Указ. соч. С. 65, 138.
[18] Там же. С. 140.
[19] Башкирское народное творчество. Эпос. Т. 3. Уфа, 1982. С. 131–137. На башк. яз.
[20] Новосельский А. А. Указ. соч. С. 223, 225.
[21] Башкирские шежере. Уфа, 1960. С. 52.
[22] Калмыков И. Х., Керейтов Р. Х., Сикалиев А. И. Ногайцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1988. С. 45–46.
[23] Аургазинский район. Годы и судьбы. 75-летию района посвящается. Уфа, 2005. С. 124; В книге приводится и основание: РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 2826. Л. 41–42 об.
[24] Кулбахтин Н. М. Жалованная грамота Ивана Грозного минским башкирам // Вестник АН РБ. 2007. Т. 12. № 1. С. 68–78.
[25] Башкирские шежере. Уфа, 1960. С. 223–224; Аургазинский район. Годы и судьбы. 75-летию района посвящается. Уфа, 2005. С. 124.
[26] Магадиев Д. Два шежере // Агидель. 1978. № 6. С. 121. На башк. яз.
[27] См.: Назаров П. К. К этнографии башкир // Этнографическое обозрение. 1890. № 1. С. 167; Башкирские шежере. Уфа, 1960. С. 75, 78.
[28] Башкирские родословные. Вып. 1. Уфа, 2002. С. 157.
[29] Новиков В. А. Сборник материалов для истории Уфимского дворянства. Уфа, 1879. С. 204.
[30] Башкирская энциклопедия. В 7 т. / Гл. редактор М. А. Ильгамов. Т. 2: В–Ж. Уфа, 2006. С. 95; 7157 год – 5508 = 1649 год.
[31] Валиди Тоган А.-З. Указ. соч. С. 45. На башк. яз.
[32] Асфандияров А. З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI – первая половина XIX в.). Уфа, 2006. С. 24.
[33] Буканова Р. Г. Города и городское население Башкирии в XVIXVII вв.: Учебное пособие. Уфа, 1993. С. 76–77.
[34] История города Стерлитамака. Уфа, 1994. С. 14–16.
[35] Асфандияров А. З. Башкирские источники XVIXIX вв. о добровольном присоединении края к Русскому государству // Историческое значение добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству. Сборник докладов и выступлений. Уфа, 1982. С. 21.
[36] Там же. С. 22.
[37] Писцовая книга Казанского уезда 1602–1603 годов. Казань, 1978. С. 42, 63.
[38] Асфандияров А. З. Указ. соч. С. 22; Он же. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI – первая половина XIX в.). Уфа, 2006. С. 50.
[39] ЦГИА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 1144. Л. 36–37 об.
[40] Асфандияров А. З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 2–3. Изд. 2-е. Справочная книга. Уфа, 1998. С. 128, 150.
[41] Башкирские родословные. Вып. 1. Уфа, 2002. С. 221.

Комментариев нет:

Отправить комментарий